Президент НП “ГЛОНАСС” Александр Гурко: “Новая модель потребления автомобиля”

Последнее время можно все больше и больше слышать новый термин – “Connected Car” или слово “Connectivity”. Так что это такое? Что-то совершенно новое или уже существующее? Давайте попробуем разобраться.

Фактически Connected Car или “подключенная машина” – это имеющий доступ в интернет автомобиль, который может принимать и отсылать данные и коммуницировать с окружающими устройствами. Многие автомобили оснащены системами, которые подключены к интернету и ничего нового в этом нет. Но до недавнего времени этот канал использовался только в одностороннем порядке – водитель пользовался навигацией, интернетом или загружал что-то себе в мультимедиа систему. А обратная связь практически не использовалась, да и рынок еще был не готов к появлению услуг такого рода.

Сегодня же, с развитием передовых технологий, все начинает радикально меняться. Во-первых, в автомобилях становится все больше электроники, которая раньше не использовалась, и машина нуждается в полноценной операционной системе с обновлениями прошивок. Мы уже сегодня можем наблюдать, как Tesla получает эти обновления по эфиру, как смартфон. Это действительно удобно и экономит огромное количество времени владельцам транспортного средства.

Ведь чтобы что-то сделать с закрытой системой, нужно терять половину дня и ехать в сервис. Во-вторых, двусторонняя связь машины с интернетом открывает множество горизонтов для различных услуг. Поскольку подключенный автомобиль может передавать данные о своем местоположении, техническом состоянии и так далее. Развитие технологий подтолкнуло рынок к качественному скачку.

Вопросами о применении этих технологий, задаются многие эксперты. Например, по мнению президента НП “ГЛОНАСС” Александра Гурко, «Применение технологий Connectivity в автомобилях открывает огромные возможности для оказания различных услуг. Можно говорить об охранных услугах, которые уже существуют на рынке, но еще интереснее выглядит умное страхование, помощь на дорогах и дистанционная диагностика».

Умная охранная система

Спутниковые сигнализации существуют на рынке уже давно. Но в использовании новых технологий охранные системы уже вышли на новый уровень. Сегодня можно приобрести несколько интересных решений. Хотите управлять и следить за состоянием своего автомобиля с экрана смартфона – пожалуйста!

Поскольку машина все время находится в сети, то с помощью специального приложения для телефонов можно отслеживать в реальном времени все, что происходит с вашим автомобилем. Можно запустить двигатель, открыть или закрыть двери, посмотреть на карте где он сейчас находится. Но самое интересное в этом то, что машина может быть в России, а вы на Гоа. Поскольку используется интернет, а не прямая радиосвязь, расстояние теряет свою значимость. Это действительно удобно и может добавить много головной боли угонщикам.

Умное страхование

Перейдем к решениям в сфере страхования. В последнее время можно наблюдать, что на рынке стали появляться предложения от крупных страховых компаний по “умному КАСКО”. Что же это такое? В автомобиль устанавливается определенный набор компонентов, которые фиксируют множество параметров движения машины: скорость, торможение, удары и тому подобное. Это нужно для двух вещей.

Во-первых, компания может составить портрет водителя и, основываясь на его профиле, предложить скидку на свои продукты, если водитель придерживается безопасной манеры вождения. Во-вторых, эта система очень полезна при наступлении страхового случая. Поскольку датчики фиксируют множество параметров в момент удара, то можно точно рассчитать силу, скорость, направление, тормозной путь и тому подобное.

Что еще немаловажно, с помощью этого устройства легко отличить настоящее ДТП от поддельного, поскольку если, например, просто ударить машину ногой по крылу, то система это покажет.

У многих пользователей сразу может возникнуть вопрос, а вдруг я могу нарушить правила неумышленно, поскольку в мегаполисе часто с движением потока нарушается скоростной режим, и мне могут отказать в скидке? Страховые компании обещают учитывать множество факторов, и использовать данные при наступлении страхового случая. А статистика собирается при злостных нарушениях. Но, как говорят представители страхового бизнеса, если человек систематически нарушает правила, то страховые компании в праве не оформлять ему полис КАСКО совсем. Но это пока еще только разговоры.

Помощь на дорогах и дистанционная диагностика

Представьте себе, что вы застряли ночью на безлюдной дороге, а самое неприятное в этой ситуации то, что вы не знаете, где точно вы находитесь. Вы можете вызвать помощь прямо из машины, и не придется идти искать трактор. Если случилось что-то с технической частью автомобиля, он сам может передать в сервис код своей неисправности, и выехавшая техпомощь может быть укомплектована необходимыми запасными частями, если ремонт возможен на месте, а если нет, то приедет эвакуатор.

Также система может просканировать состояние машины, и диспетчер-механик может откалибровать какие-то неисправные системы удаленно. Это действительно удобно, особенно рядовым пользователям автомобиля, у которых нет возможности или желания разбираться во всех тонкостях обслуживания своего железного коня.

Что дальше? Подключенный к эфиру автомобиль дарит бизнесу новые пути реализации своих товаров и услуг. Не за горами то время, когда автомобиль сможет вызвать доставку пиццы автоматически из ближайшей к вам пиццерии. Кстати, уже сегодня компания DHL и Volvo сделали возможной доставку почты и посылок в машину без присутствия ее владельца. Курьер подходит к вашему автомобилю, и с помощью приложения и номера заказа, машина открывает багажник ему сама.

А если еще немного расширить временные рамки и заглянуть за горизонт ближайших 10-20 лет, то там должны дорогами править беспилотные автомобили, и Connected Car будет неотъемлемой частью этих технологий. Такие технологические корпорации как Google, Apple, Tesla, автомобильные гиганты, и, что приятно, российский КамАЗ, разрабатывают свои версии полноценных беспилотных автомобилей.

Сегодня в беспилотную гонку вступают еще и производители электроники – компании Samsung и LG Electronics хотят производить компоненты будущих систем. А Sony заявляла о планах создать свой собственный автомобиль.