Буксман Александр Эмануилович

На фото Буксман Александр Эмануилович
Биография

Первый заместитель  Генерального прокурора Российской Федерации. Государственный советник юстиции 1 класса.

Родился 15 сентября 1951 г. в Шахунском районе Горьковской области (ныне - Нижегородская). Этнический немец.

1968-1969 – автовесовщик, рабочий Урицкого хлебоприемного пункта, п.г.т. Урицкий Кустанайской области.

1969-1969 – бетонщик Урицкого КСМК треста «Совхозстрой» № 13, п.г.т. Урицкий Кустанайской области.

1969-1971 – служба в Вооруженных Силах.

1971-1972 - электромонтер Северного управления электрических сетей.

1972-1976 – студент Свердловского юридического института.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

1976-1977 – следователь прокуратуры Успенского района Павлодарской области Казахской ССР, с.Успенка.

1977-1979 – следователь прокуратуры Ильичевского района г.Павлодара Казахской ССР.

1979-1981 – помощник прокурора Павлодарской области Казахской ССР, г.Павлодар Казахской ССР.

1981-1982 – заместитель прокурора г.Экибастуз Казахской ССР.

1982-1984 – заместитель начальника следственного отдела прокуратуры Павлодарской области, г.Павлодар Казахской ССР.

1984-1987 – начальник следственного управления прокуратуры Павлодарской области, г.Павлодар Казахской ССР

1987-1987 – прокурор Индустриального района г.Павлодара Казахской ССР.

1987-1988 – старший следователь прокуратуры г.Кустанай Казахской ССР.

1988-1989 – заместитель прокурора г.Кустанай Казахской ССР.

1989-1991 – начальник следственной части – заместитель начальника следственного управления прокуратуры Казахской ССР, г.Алма-Ата Казахской ССР.

1991-1993 – заместитель прокурора Казахской ССР, г.Алма-Ата Казахской ССР.

1993-1994 – прокурор г.Алма-Ата Республики Казахстан.

1994-1995 – заместитель Бутырского межрайонного прокурора г.Москвы.

1995-1996 – первый заместитель прокурора Северо-Восточного административного округа г.Москвы.

1996-2001 – прокурор Центрального административного округа г.Москвы.

С 16 апреля 2001 по декабрь 2004 - начальник Главного управления Министерства юстиции по Москве (министр юстиции Ю.Чайка).

22 декабря 2004 назначен и.о. руководителя Главного управления Федеральной регистрационной службы по Москве - главный государственный регистратор Москвы.

14 февраля 2005 утверждён в должности руководителя Главного управления Федеральной регистрационной службы по Москве - главный государственный регистратор Москвы.

С 7 июля 2006 по настоящее время- первый заместитель генерального прокурора (генпрокурор - Ю.Чайка). Курирует Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства.

Принимал активное участие в деле «ЮКОСа» (направил в адвокатскую палату Москвы представление о прекращении адвокатского статуса четырёх адвокатов Алексея Пичугина).

В феврале 2005 года Совет адвокатской палаты Москвы не нашел в действиях защитников нарушений.

Награды

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (12 января 2009) — за заслуги в укреплении законности и правопорядка и многолетнюю плодотворную работу

Почётная грамота Президента Российской Федерации (16 сентября 2011 года) — за заслуги в укреплении законности и правопорядка, многолетнюю добросовестную работу

«Почётный работник прокуратуры Российской Федерации».

Женат, супруга – Ирина Буксман.

Пресса

Названы самые коррупционные структуры: Буксман не согласен
Опубликовано 19.08.10 10:37
Первый заместитель генпрокурора России Александр Буксман опротестовал второе место, отведенное его ведомству в рейтинге коррупционности.
Общественные организации, проведя свое исследование и обнародовав рейтинг коррупционности государственных служащих, не корректно определили прокурорам второе место, заявил первый заместитель генпрокурора России Александр Буксман.
"Существует множество, в том числе правозащитных организаций, которые делают различные анализы и выводы на основании собственных исследований. Вопрос в том, какие группы людей обследуются, какие вопросы задаются и где это происходит", - сказал Буксман, передает РИА "Новости" <http://rian.ru/>.
Замгенпрокурора отметил, что его ведомство само дважды в год готовит доклад об уровне коррупции в России и в этом докладе несколько иные данные.
"Мы ежегодно, дважды в год направляем президенту доклад о состоянии коррупции в России. Наш доклад опирается на серьезных исследователей - ВЦИОМ, Transparency International (неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру) - и он полностью совпадает с нашими внутренними исследованиями", - сказал Буксман.
По его словам, в этом докладе говорится, что "на первом месте по коррумпированности стоит государственный аппарат на федеральном и субъектовом уровнях, на втором сотрудники ГИБДД, затем сотрудники оперативных служб, военкоматы, таможня".
"И только на седьмом месте прокуратура и суды", - сказал замгенпрокурора.
"Это обширный документ, в котором, в том числе содержатся и конкретные примеры", - отметил он.
http://www.topnews.ru/news_id_37552.html
***

Первый заместитель Генерального прокурора РФ А. Буксман провел встречу с активом ОПОРЫ РОССИИ

10.12.2012
28 ноября состоялась встреча Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Александра Буксмана и актива ОПОРЫ РОССИИ, приуроченная к 10-летнему юбилею организации.
В мероприятии приняли участие: Начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры РФ Анатолий Паламарчук, Начальник Управления по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Генпрокуратуры РФ Вячеслав Крошкин и Заместитель начальника управления по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики Генпрокуратуры РФ Александр Летуновский. ОПОРУ РОССИИ представили: Президент Александр Бречалов, Председатель Попечительского Совета организации Сергей Борисов, вице-президенты Андрей Коркунов, Наталья Золотых, Александр Калинин, а также Ответственный секретарь Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов Ирина Юнкман.
В приветственном слове Сергей Борисов отметил, что ОПОРА РОССИИ давно и плодотворно взаимодействует с Генеральной прокуратурой и выразил надежду на продолжение успешного сотрудничества. Александр Бречалов рассказал о позитивном опыте совместной работы Краснодарского регионального отделения ОПОРЫ и краевых органов прокуратуры. Андрей Коркунов затронул тему кредитования малого бизнеса, а Наталья Золотых подняла вопрос, связанный с ввозом и торговлей контрафактной продукцией. В свою очередь Александр Калинин акцентировал внимание участников встречи на проблемах, касающихся неправомерных действий муниципалитетов в сфере недвижимости и земельных участков.
Также в ходе мероприятия представители Генпрокуратуры были награждены дипломами за вклад в развитие малого и среднего предпринимательства и почетным знаком ОПОРЫ РОССИИ.
Комментируя итоги встречи, Александр Бречалов отметил:
«Когда оцениваешь достижения ОПОРЫ РОССИИ за десять лет, то первое, что приходит на ум, это уникальный опыт взаимодействия. Наиболее успешно этот опыт сложился с Прокуратурой Российской Федерации - одним из столпов правоохранительной системы государства.
В чем кроется секрет отношений? На мой взгляд, просто в человеческом факторе. Генеральный Прокурор РФ Юрий Чайка, и в особенности первый заместитель Генпрокурора РФ Александр Буксман, не на словах, а на деле опираются в своей работе на мнение бизнес-сообщества. Результат такой работы - десятки тысяч обращений в бюро по защите прав предпринимателей ОПОРЫ РОССИИ. Львиная доля обращений решается в пользу предпринимателей. А это означает тысячи сохраненных предприятий, десятки тысяч рабочих мест, десятки миллионов рублей в качества налогов, и, что самое главное - участие в конкретных судьбах людей. Излишне говорить о том, что я как Президент ОПОРЫ РОССИИ буду поддерживать устоявшийся формат нашего взаимодействия».
Источник: Информационный портал ОПОРЫ РОССИИ <http://opora.ru>
***

Письмо от Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации А.Э.Буксмана
Опубликовано 18.12.2009 12:10
Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукину
Уважаемый Владимир Петрович!
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрено Ваше обращение о представлении информации по результатам проверки исполнения законодательства о защите прав инвалидов на беспрепятственное пользование железнодорожным, воздушным и водным транспортом.
В ходе указанной проверки Генеральной прокуратурой Российской Федерации, транспортными прокурорами при реализации надзорных полномочий в сфере защиты прав инвалидов на беспрепятственное пользование железнодорожным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом выявлены многочисленные нарушения требований ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон).
Большинство нарушений связано с ненадлежащим оборудованием объектов инфраструктуры вышеуказанных видов транспорта.
Вопреки требованиям Закона, строительных норм и правил 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», введенных в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 № 73, и иных нормативных документов на многих объектах инженерной, транспортной и социальной инфраструктур не созданы условия по обеспечению их доступности для инвалидов.
Наиболее характерными нарушениями являются отсутствие оборудования для беспрепятственного доступа пассажиров этой категории на платформы, в здания и помещения вокзалов, аэропортов, морских и речных портов, посадки в поезда, самолеты, морские и речные суда и высадки из них, отсутствие доступных билетных касс, телефонов, санузлов.
Руководством большинства предприятий железнодорожного транспорта не обеспечены условия для беспрепятственного пользования им маломобильной категорией пассажиров. Нарушения норм и правил оборудования объектов данного вида транспорта в той или иной степени распространены практически повсеместно.
Так, железнодорожные станции Павелецкого направления Московской железной дороги (далее - МЖД) не имеют пандусов и поручней для обеспечения возможности подъема на платформы и спуска с них. На остановочных пунктах с низко расположенными платформами отсутствует оборудование для подъема данной категории пассажиров в вагон и спуска из него. В связи с выявленными нарушениями закона Московской межрегиональной транспортной прокуратурой в адрес начальника МЖД внесено представление, а в отношении юридического лица - ОАО «РЖД» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ в связи с уклонением от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. В рамках выполнения требований прокурора начаты работы по обустройству пандусами 8 станций и остановочных пунктов данного направления.
Многочисленные препятствия для пользования инвалидами объектами транспортной и социальной инфраструктуры имеются на Курском вокзале г. Москвы. В этой связи Московской межрегиональной транспортной прокуратурой в Мещанский суд г. Москвы направлено исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании ОАО «РЖД» принять меры по приведению инфраструктуры вокзала в соответствие с требованиями закона.
Аналогичные нарушения выявлены на Восточно-Сибирской, Дальневосточной, Забайкальской, Красноярской, Октябрьской, Северной, Северо-Кавказской железных дорогах.
На многих объектах инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта, морских и речных судах также отсутствуют необходимые устройства, позволяющие инвалидам пользоваться данными видами транспорта.
В целях обеспечения прав инвалидов Дальневосточной транспортной прокуратурой в суд направлено заявление к ОАО «Корсаковский морской порт» о возложении обязанности по созданию условий инвалидам для беспрепятственного пользования морским транспортом. Решением Корсаковского городского суда исковые требования удовлетворены в полном объеме. Администрацией порта доступ инвалидов к его объектам обеспечен.
Требования Южной транспортной прокуратуры о признании незаконным бездействия администрации ФГУП «Росморпорт» по возведению пандуса для беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников в здание морского вокзала г. Сочи удовлетворены в добровольном порядке.
Нарушения законодательства выявлены в Костромском речном порту, речных вокзалах городов Хабаровска, Усть-Кута и др.
Не в полной мере обеспечивается беспрепятственный доступ инвалидов к объектам воздушного транспорта.
В аэропортах Внуково и Шереметьево в залах ожидания не выделены специальные доступные зоны для пассажиров-инвалидов, ограничен доступ к камерам хранения, залам ожидания и накопителям. По указанным фактам Московской межрегиональной транспортной прокуратурой в адрес руководства указанных аэропортов внесены представления.
Подобные нарушения имели место в аэропортах городов Иркутска, Оренбурга, Перми, Ростова-на-Дону, Хабаровска, Якутска и др.
Всего в 2008 г. выявлено 504 нарушения указанного законодательства, в 2009 г. - 448. По всем выявленным нарушениям закона транспортными прокурорами приняты меры по их устранению. С этой целью в 2008 г. и в 1 квартале 2009 г. внесено 178 представлений, в суды направлено 141 исковое заявление, возбуждено 39 дел об административном правонарушении, 12 должностным лицам объявлены предостережения.
Изложенное свидетельствует о том, что реализуемые руководством предприятий транспорта мероприятия явно недостаточны для разрешения сложившейся ситуации с обеспечением беспрепятственного доступа инвалидов к указанным и иным объектам транспорта.
В связи с тем, что нарушения конституционных прав граждан имеют широкое распространение, а принимаемые меры по их устранению не всегда эффективны, Генеральной прокуратурой Российской Федерации Министру транспорта Российской Федерации направлена соответствующая информация для принятия в рамках компетенции действенных мер по созданию условий для беспрепятственного пользования транспортом данной категории пассажиров, разработке и нормативному закреплению в правилах перевозок, транспортных уставах и кодексах соответствующих положений об обеспечении доступности объектов транспорта для инвалидов.
Работа на данном направлении продолжается и находится под контролем Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации А.Э.Буксман
<http://ombudsmanrf.org/pisma/901-2009-12-18-09-12-11>
***

Установленный ущерб от коррупции в 2010 превысил 12 млрд руб.
03 февраля 2011
В апреле этого года Генеральная прокуратура России доложит главе государства результаты проверок деклараций о доходах чиновников. О том, как проходит проверка, о масштабах нарушений, выявлявшихся в минувшем году, и числе уголовных дел в интервью корр. ИТАР-ТАСС Александру Шашкову рассказал первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман.
ИТАР-ТАСС: Александр Эмануилович, недавно президент России поручил Генеральной прокуратуре и Федеральной налоговой службе проверить достоверность деклараций о доходах чиновников. Как известно, Генпрокуратура не первый год проводит проверки исполнения госслужащими требований законодательства о государственной гражданской службе и противодействии коррупции. Каковы результаты проверок и каковы наиболее частые нарушения?
Александр Буксман: Практика прокурорского надзора показывает, что государственными служащими далеко не всегда соблюдаются запреты и ограничения, установленные Федеральным законом от 27 июля 2004 года "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Только в 2010 году выявлено свыше 226 тысяч нарушений федерального законодательства в сфере противодействия коррупции, в том числе более 17 тысяч нарушений законодательства о государственной службе, к дисциплинарной ответственности были привлечены свыше 37 тысяч лиц, к административной - более 5,5 тысяч.
Причем в основном нарушения законодательства о государственной службе из года в год носят достаточно типичный характер. Так, распространены случаи совмещения государственными служащими службы с занятием предпринимательской деятельностью. Причем нередко они воспринимают такое совмещение работ как способ ведения бизнеса и защиту от какого-либо давления или вмешательства.
И хотя это прямое нарушение закона, их руководители нередко не проявляют принципиальности и не принимают решений в соответствии с федеральным законодательством о расторжении служебных контрактов или трудовых договоров, то есть фактически закрывают на это глаза, что только способствует таким нарушениям.
Остро стоит и проблема конфликта интересов - когда государственные гражданские служащие в нарушение требований закона не информируют представителя нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и соответственно наниматели не принимают мер по предотвращению такого конфликта. Как правило, госслужащие скрывают факты, когда их родственники, а также аффилированные им организации осуществляют коммерческую деятельность в той же сфере.
Сложилась порочная практика сокрытия или представления госслужащими недостоверных сведений о доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера. Это также не расценивается руководителями государственных органов как основание для расторжения служебного контракта по дискредитирующим основаниям, хотя этого требует закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Есть и нарушения установленного законодательством конкурсного порядка замещения должностей государственной службы. На должности нередко назначаются граждане по иным, не основанным на законе критериям. Во главу угла порой ставится принцип личной преданности, что является удобным и безопасным для функционирования сложившихся коррупционных механизмов и схем. Хотя следует отметить, что количество подобных нарушений снижается.
ИТАР-ТАСС: Отдельной темой в борьбе с коррупцией стал вопрос о нарушениях при госзакупках...
Александр Буксман: Практика прокурорского надзора подтверждает, что в наибольшей степени коррупции подвержены сферы распределения и расходования бюджетных средств, в том числе при осуществлении закупок продукции для государственных и муниципальных нужд. Анализ выявляемых в сфере закупок нарушений показывает, что в свою угоду недобросовестные чиновники при осуществлении закупок продукции попирают законодательно заложенные принципы прозрачности таких процедур, что влечет за собой ограничение конкуренции и включение в итоговую стоимость продукции размера незаконного вознаграждения. Кроме того, при проведении конкурсов участники конкурса используют пробелы и несовершенство законодательства о закупках.
Так, в 2010 году выявлено свыше 32 тысяч нарушений коррупционного характера в указанной сфере.
ИТАР-ТАСС: Возвращаясь к теме деклараций о доходах чиновников - часто ли в ходе прокурорских проверок выявляется скрытое имущество? Что может грозить таким нарушителям?
Александр Буксман: Действительно, имеют место факты предоставления государственными служащими недостоверных и неполных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Так, не всегда указываются объекты недвижимости, находящиеся в собственности и пользовании, не отражаются основания пользования помещением для проживания, не указываются полученные в отчетный период доходы и другое имущество.
В соответствии с Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года, в случае непредставления или представления заведомо ложных сведений гражданин не может быть назначен на должность государственной гражданской службы, а государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности.
Прокурорами проводится работа, направленная на реализацию положений Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению". Например, прокуратурой Ямало-Ненецкого автономного округа губернатору направлена информация о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдении установленных запретов и ограничений одним из руководителей департамента по науке и инновациям округа. Несмотря на полученный этим чиновником в 2008 году доход в размере почти 3,8 миллионов рублей, им за 3 месяца были открыты счета в коммерческих банках на общую сумму почти 8 миллионов рублей, приобретена квартира в Краснодарском крае. По результатам проведенной проверки установлен факт представления недостоверных сведений о полученных доходах, в связи с чем указанное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Выявляются и случаи непредставления государственными и муниципальными служащими сведений о доходах и имуществе членов своей семьи. Так, прокуратурой Ярославской области установлен факт непредставления таких сведений в отношении супруги исполняющим обязанности директора Департамента промышленности, предпринимательства, потребительского рынка и туризма Ярославской области. В целях устранения нарушений закона областным прокурором внесено представление губернатору Ярославской области.
ИТАР-ТАСС: Как будет проходить проверка сведений о доходах госслужащих и соблюдения ими ограничений и запретов?
Александр Буксман: В январе текущего года Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым высшим должностным лицам субъектов Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов поручено принять меры по активизации работы подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровых служб государственных органов и по повышению эффективности деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных /муниципальных/ служащих и урегулированию конфликта интересов. А по каждому случаю выявленного нарушения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции применять к государственным служащим предусмотренные законом меры, вплоть до увольнения.
Одновременно Генеральному прокурору Российской Федерации Юрию Чайке Президентом поручено провести совместно с подразделениями по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровых служб государственных органов с привлечением ФНС России проверку исполнения законодательства о государственной службе и противодействии коррупции в части, касающейся представления полных и достоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В ходе таких проверок особое внимание будет обращено на представление таких сведений сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащими, государственными гражданскими служащими органов здравоохранения и социальной защиты, лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также лицами, замещающими должности глав муниципальных образований, муниципальные должности и должности муниципальной службы. О результатах этой работы Президенту будет доложено к 15 апреля этого года.
ИТАР-ТАСС: Расскажите, пожалуйста, каковы итоги борьбы с коррупционными преступлениями за минувший год?
Александр Буксман: В январе-декабре 2010 года зарегистрировано свыше 38 тысяч преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Я хочу подчеркнуть, что правоохранительные органы в первую очередь ориентированы на выявление коррупционных преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере. И это уже дает свои результаты. В 2010 году таких противоправных деяний выявлено на 12 процентов больше.
Зарегистрировано около 13 тысяч преступлений, связанных со взяточничеством. Кстати, отрадно, что изменилось соотношение дел о получении и даче взятки. Если в предыдущие годы показатели органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в большинстве строились на количестве выявленных так называемых "бытовых" взяток врачам, сотрудникам ГИБДД, преподавателям, то сейчас в структуре взяточничества большинство составляют уголовные дела именно о получении взяток.
Наверное, на снижении общего числа выявленных коррупционных преступлений отразилось и постепенное изменение критериев результативности работы правоохранительных органов. Приоритетными становятся направления оперативной работы по выявлению и пресечение наиболее значимых противоправных деяний, совершаемых на системной основе в крупном и особо крупном размере, в составе преступных групп и преступных сообществ. Об этом свидетельствует увеличение доли выявленных преступлений, совершенных в крупном или особо крупном размере, рост среднего размера взятки и коммерческого подкупа. В прошлом году выявлено на 14 процентов больше взяток в крупном /свыше 150 тысяч рублей/ и особо крупном размере.
Принимаются меры к активизации оперативной работы по выявлению фактов коррупции со стороны руководителей органов государственной власти и местного самоуправления. Так, пресечена преступная деятельность высокопоставленных коррупционеров: министра здравоохранения Калининградской области, министров культуры и градостроительства Пермского края, министра финансов Московской области и его заместителя, и ряда других лиц.
ИТАР-ТАСС: Есть ли данные о масштабах ущерба от коррупционных деяний?
Александр Буксман: Сумма ущерба, в причинении которого в 2010 году было предъявлено обвинение по всем уголовным делам о коррупционных преступлениях, превышает 12 миллиардов рублей. При этом сумма ущерба, возмещенного на стадии предварительного расследования /то есть до направления дела в суд/ составляет более 2 миллиардов рублей.
ИТАР-ТАСС: И все-таки, какие статьи Уголовного Кодекса можно отнести к разряду коррупционных?
Александр Буксман: Генеральной прокуратурой Российской Федерации совместно с МВД, ФСБ, ФСКН, ФТС и с участием Верховного суда Российской Федерации выработаны критерии отнесения преступлений к коррупционным, а также разработан перечень уголовно наказуемых деяний данной категории.
По результатам работы Генеральной прокуратурой и МВД 30 апреля 2010 года издано совместное указание "О внесении изменений в Перечни статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемые при формировании статистической отчетности". Перечень статей дополнен перечнем 23 преступлений коррупционной направленности. Издание этого организационно-распорядительного документа позволяет получать сопоставимые показатели работы каждого из правоохранительных органов, призвано способствовать более точным планированию и последующей оценке эффективности проводимых антикоррупционных мероприятий.
<http://genproc.gov.ru/smi/interview_and_appearences/interview/65654/>
***
Участие в программе «Утро России» (Телеканал «Россия-1») первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации А.Э.Буксмана
19 августа 2010
О том, что нужно сделать, чтобы борьба с коррупцией в нашей стране была эффективной, и какие меры нужно взять на вооружение в первую очередь, в эфире "Утра России" рассказал первый заместитель генпрокурора России Александр Буксман.
По словам Буксмана, на первом месте по уровню коррумпированности стоит государственный аппарат, как федерального, так и субъектового уровня. На втором - сотрудники ГИБДД. Дальше идут сотрудники оперативных служб. Затем военкоматы и таможня. И только на седьмом месте прокуратура и суды.
"К сожалению, у нас нет до сих пор закона о контроле над расходами, - отмечает первый замгенпрокурора. - Это было бы конечной точкой и серьезным рычагом в противодействии коррупции. А пока, во всяком случае, выверни все, что у тебя есть, и пусть народ решает. К сожалению, у нас общественное мнение не играет такой роли, как на Западе. Но мы к этому придем".
"Расследовать, раскрывать эти преступления непросто. Просто поймать врача, учителя. А серьезную коррупцию вскрыть непросто. Не хватает профессионализма, не хватает опыта. В этом тоже проблема. Но вообще, суть закона о противодействии коррупции и той работы, что ведется в стране не в том, чтобы всех посадить, а в том, чтобы предупредить, чтобы показать, что государство следит, государство знает. То есть предупредить", - заключает Александр Буксман.
<http://genproc.gov.ru/smi/interview_and_appearences/interview/65667/>
***

В ушедшем году Россия не выполнила только две из 26 рекомендаций Группы стран против коррупции
31 января 2011
Александр Буксман, первый замгенпрокурора России, подробно рассказал о том, как Россия выполняет рекомендации Группы стран против коррупции (GRECO), с какими проблемами сталкивается, и какие шаги планирует принять в ближайшее время.
Интерфакс: Александр Эмануилович, когда и для чего была создана группа GRECO, какова ее роль в борьбе с коррупцией?
Александр Буксман: GRECO была создана в мае 1999 года для реализации международно-правовых документов в сфере противодействия коррупции, разработанных Советом Европы. Наиболее важными из таких документов являются Конвенции Совета Европы о уголовной ответственности за коррупцию (от 27.01.1999) и о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (от 04.11.1999). Изначально в GRECO входило 17 государств-участников Совета Европы. Сейчас их уже 49 (48 государств Европы и США), причем 48-й участник (Сан-Марино) присоединился к GRECO 13 августа 2010 г., а 49-й (Беларусь) - в конце прошлого года.
GRECO помогает выявлять недостатки национальной антикоррупционной политики и призывает государства к проведению необходимых законодательных, институциональных и практических реформ. Она также предоставляет площадку для обмена передовым опытом в области предупреждения и выявления коррупции. Для реализации названных целей GRECO осуществляет мониторинг проводимых странами-участницами политик в сфере противодействия коррупции, в ходе которого дается оценка их соответствия антикоррупционным стандартам Совета Европы и высказываются рекомендации по устранению выявленных недостатков. Механизм работы GRECO заключается в проведении взаимных экспертных оценок с осуществлением страновых визитов для предметного изучения ситуации с коррупцией в оцениваемой стране и особенностей системы организации противодействия ей.
Работа GRECO разбита на тематические циклы или так называемые раунды оценки. В рамках каждого из них исследуется определенный блок вопросов.
Предметом анализа первого раунда оценки являются различные аспекты деятельности специализированных органов страны, занимающихся предупреждением и пресечением коррупции (независимость этих органов, их компетенция, достаточность ресурсного и иного обеспечения, эффективность работы), а также вопросы обоснованности и объема предоставления отдельным категориям должностных лиц иммунитетов от уголовного преследования.
В рамках второго раунда оцениваются особенности национального законодательства и правоприменительной практики по вопросам выявления, изъятия и конфискации доходов и иного имущества, полученных от коррупции, предупреждения коррупции в системе государственного управления, ответственности юридических лиц за коррупционные преступления, совершаемые в их интересах.
Третий раунд посвящен вопросам уголовно-правовой политики государства (особенностям криминализации в национальном уголовном законодательстве конкретных видов коррупционных проявлений) и прозрачности финансирования политических партий.
Каждый раунд оценки рассчитан на определенный период проведения. Так первый раунд был рассчитан на 2000-2002 гг., второй - 2003-2006 гг., а третий запущен в январе 2007 г. и длится до сих пор. Страна, присоединившаяся к GRECO после окончания указанных периодов, проходит все перечисленные раунды оценки, только в более ускоренном режиме. Членство в GRECO не ограничивается странами-участницами Совета Европы. Оно автоматически предоставляется государству, ратифицировавшему одну из перечисленных конвенций Совета Европы.
Интерфакс: Когда в GRECO вступила Россия, и как она проходила предусмотренные этой организацией раунды оценки?
Александр Буксман: После ратификации в 2006 году Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и вступления в феврале 2007 г. в Группу государств против коррупции, Россия прошла процедуру совмещенного первого и второго раундов оценки GRECO, которые проводились в 2008 году.
По их результатам в адрес России высказано 26 рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства и правоприменительной практики с целью приведения их в соответствие с европейскими антикоррупционными стандартами. Таким образом, Россия оказалась в непростом положении, когда в кратчайшие сроки необходимо было выполнить мероприятия по реализации 26 рекомендаций GRECO, в то время как подавляющему большинству стран-членов GRECO адресовано не более 10-15 рекомендаций. Кроме того, Россия не воспользовалась при ратификации Конвенции правом на оговорки (такое право использовал целый ряд стран: Андорра, Бельгия, Великобритания, Дания, Нидерланды, Финляндия, Франция и др.). Поэтому мы вынуждены реализовывать все её положения безоговорочно.
В 2009 году по решению президента РФ, взаимодействие с GRECO возложено на Генпрокуратуру России. Ранее головным ведомством, осуществлявшим такое взаимодействие, являлся Минюст РФ. По поручению президиума Совета при президенте РФ по противодействию коррупции от 23 июля 2009 г., Генеральным прокурором РФ был издан приказ от 26 августа 2009 г. № 282 «Об организации работы по реализации рекомендаций Группы государств против коррупции», которым были определены сроки выполнения необходимых мероприятий и ответственные исполнители, а также утвержден состав межведомственной рабочей группы по вопросам реализации рекомендаций GRECO.
Многие из рекомендаций GRECO имели концептуальный характер и предполагали проведение достаточно глубоких реформ в различных сферах государственного управления. На их реализацию по правилам и процедурам GRECO отводилось всего 18 месяцев.
Интерфакс: Что требовалось от России?
Александр Буксман: России предписывалось сократить степень и объем иммунитетов отдельных категорий должностных лиц от уголовного преследования; распространить антикоррупционные реформы в сфере государственного управления на широкий круг работников бюджетной сферы, а не только на государственных гражданских служащих; законодательно регламентировать вопросы, касающиеся урегулирования конфликта интересов на государственной службе, и обеспечить их исполнение на практике (рекомендации XI, XII, XVI, XX и др.).
Несмотря на ограниченные сроки, удалось сделать многое, что обеспечило со стороны GRECO достаточно высокую оценку предпринятых Россией усилий по реализации высказанных рекомендаций. Этого удалось добиться в немалой степени и благодаря тому, что реализации рекомендаций GRECO первостепенное внимание уделял лично президент России Дмитрий Медведев.
Все мероприятия осуществлялись нами в тесном контакте с Администрацией президента РФ. Например, согласно рекомендации I, России предстояло на основе Национального плана противодействия коррупции разработать всеобъемлющую национальную стратегию по борьбе с коррупцией, охватывающую федеральный, региональный и местный уровни; согласно рекомендации II - обеспечить более широкое представительство в Совете при президенте РФ по противодействию коррупции, чтобы лучше учитывать интересы регионов и гражданского общества.
Полной реализации этих рекомендаций способствовало принятие президентом РФ Национальной стратегии противодействия коррупции и новой редакции Национального плана противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы, а также включение Указом президента РФ в состав Совета при президенте РФ по противодействию коррупции представителей гражданского общества.
Непосредственно Генпрокуратурой полностью выполнены рекомендации, нацеливающие на: улучшение координации деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции (рекомендация VI); совершенствование процедуры приема на работу прокуроров всех уровней на основе объективных критериев (VIII); поощрение аудиторов и других лиц, профессионально занимающихся оказанием консультационных и юридических услуг, информировать уполномоченные органы о подозрениях в коррупции (XXVI).
Положительную оценку получила работа Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Минюста РФ, Федеральной налоговой службы по выполнению отнесенных к их компетенции мероприятий по реализации рекомендаций GRECO. С их участием в полном объеме выполнены рекомендации, направленные на обеспечение систематического обучения судей по вопросам судейской этики, а также применения конфискации и обеспечительных мер по делам о коррупционных преступлениях (X и XV); разработку необходимой методологической основы для применения на практике новых упрощенных процедур лишения неприкосновенности отдельных категорий должностных лиц (XII); обеспечение специальной подготовки сотрудников налоговых органов по вопросам выявления коррупционных правонарушений (XXV).
Министерством здравоохранения и социального развития по инициативе Генпрокуратуры в сжатые сроки был разработан Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих. Это позволило частично выполнить рекомендацию XXIII. Полному её выполнению будет способствовать одобрение кодекса на последнем заседании президиума Совета при президенте РФ по противодействию коррупции и принятое на нем поручение соответствующим государственным органам утвердить на базе данного кодекса собственные внутриведомственные кодексы этики.
По инициативе Генпрокуратуры постановлением Собрания представителей нотариальных палат субъектов РФ от 19 ноября 2009 г. закреплены положения, обязывающие нотариусов информировать компетентные государственные органы о ставших им известными фактах коррупционных правонарушений. Советом Аудиторской палаты России 30 ноября 2009 г. принято решение при разработке новых нормативных правовых актов и внесении изменений в действующие документы включать положения, обязывающие аудиторов сообщать в правоохранительные органы о всех фактах коррупционных нарушений, обеспечить выработку эффективных мер взаимодействия Аудиторской палаты и ее региональных филиалов и отделений с органами прокуратуры, предусмотреть участие представителей прокуратуры в заседаниях Совета и Общего собрания Аудиторской палаты, на которых они имели бы возможность высказать свои предложения по вопросам совершенствования работы в сфере противодействия коррупции.
Интерфакс: Как Россия отчиталась в 2010 году о выполнении требований GRECO, что нам было рекомендовано?
Александр Буксман: Генпрокуратурой был подготовлен проект отчета РФ о реализации рекомендаций GRECO, который одобрен президиумом Совета при президенте РФ по противодействию коррупции и 30 июня 2010 г. представлен в Совет Европы. По итогам обобщения представленной нами информации, согласно первоначальной оценке секретариата GRECO, полностью реализованными признавались 7 рекомендаций, нереализованными - 5, частично реализованными - 14. Подобная оценка является типичной для стран - членов GRECO, проходивших совмещенные первый и второй раунды оценки.
Тем не менее, с целью улучшения рейтинга России по некоторым рекомендациям были предприняты дополнительные меры, по их результатам в GRECO представлена соответствующая информация.
Пленарное заседание GRECO, на котором принимался отчет о выполнении РФ рекомендаций по итогам первого и второго раундов оценки GRECO, состоялось в период с 29 ноября по 2 декабря 2010 года в Страсбурге (Франция). Защиту указанного отчета Россией в целом следует признать успешной. При его рассмотрении, удалось достичь беспрецедентного для практики GRECO повышения рейтинга по 6 рекомендациям (по сравнению с первоначальным проектом отчета). Из них два - подняты до уровня полностью реализованных, 4 - частично реализованных. Таким образом, России засчитано полное выполнение 9 рекомендаций, частичное выполнение 15 рекомендаций, не выполнено всего 2 рекомендации.
Секретариатом GRECO, докладчиками и участниками заседания признано, что Россией развернута и проделана широкомасштабная работа по выполнению рекомендаций GRECO, ускоренно принимаются последовательные концептуальные меры по профилактике и пресечению коррупции, завершение которых в отводимый стране полуторагодовой срок объективно весьма затруднительно. Отчет о выполнении РФ рекомендаций GRECO по итогам первого и второго раундов оценки (на английском языке) уже опубликован на сайте GRECO в сети «Интернет». МИД России осуществлен официальный перевод этого отчета на русский язык и в ближайшее время он будет доступен для российского читателя.
Интерфакс: Какие рекомендации оценены как частично реализованные и что предстоит сделать для их полного выполнения?
Александр Буксман: Рекомендации оценены как частично реализованные в основном со ссылкой на то, что принятые в соответствии с ними меры ввиду относительной новизны и недостаточной апробированности на практике трудно поддаются оценке на предмет эффективности.
По большинству таких рекомендаций GRECO отмечено, что необходимо не только обеспечить наличие соответствующего нормативно-правового инструментария (что в основном у нас имеется), но и добиться полного и результативного его применения на практике.
Так, рекомендацией XVII России предписывается, помимо принятия законодательства о доступе к информации о деятельности государственных органов, реализовать необходимые меры по обеспечению его осуществления в рамках всей системы государственного управления, включая надлежащий контроль за его исполнением. GRECO признано, что принятие федеральных законов от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (вступил в силу с 1 января 2010 г.) и от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 июля 2010 г.) обеспечивает реализацию первой части указанной рекомендации.
Между тем GRECO отмечено, что «за принятием законодательства должна следовать фаза его реализации, которая требует масштабной подготовки сотрудников всей системы государственного управления на всех уровнях», и по этому основанию рекомендация признана частично реализованной.
Для полного выполнения ряда рекомендаций (XI, XIV, XXI и др.) необходимо продолжить работу по внесению изменений в законодательство РФ. В частности, следует завершить корректировку законодательства с целью устранения содержащегося в статье 575 Гражданского кодекса (ГК) РФ правового обоснования принятия государственными служащими подарков в связи с исполняемыми ими служебными полномочиями; обеспечения конфискации доходов от всех коррупционных преступлений; дополнительного сокращения круга лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.
Соответствующие законопроекты были подготовлены своевременно, однако на работу по их согласованию и внесению на рассмотрение в парламент, к сожалению, необходимо больше времени, чем отведено правилами и процедурами GRECO на выполнение рекомендаций. В целом это характерно для всех стран, реализующих рекомендации GRECO, а не только для России. На одном из пленарных заседаний GRECO в 2010 г. в этой связи обсуждался вопрос о том, что установленный срок в полтора года для реализации рекомендаций GRECO не всегда позволяет странам принять необходимые законодательные изменения, поскольку законотворческий процесс занимает, как правило, более длительный период.
По результатам обсуждения этого вопроса GRECO решено внести изменения в правила и процедуры, позволяющие признать подход, проявленный страной при реализации таких рекомендаций удовлетворительным даже при неполном завершении всех мероприятий, если при этом страна приняла необходимые и достаточные для этого меры.
Для завершения работы по некоторым рекомендациям потребуется принятие дополнительных организационных мер. Так, для реализации рекомендации III был внедрен механизм мониторинга практических результатов принимаемых антикоррупционных мер в различных сферах, включая изменение уровня коррупции в них с течением времени. Вместе с тем GRECO указано на необходимость обеспечить участие в этом процессе гражданского общества и предоставить возможность его представителям выражать свое мнение относительно результатов мониторинга. Полагаем, что выполнения этой рекомендации в полном объеме можно добиться, когда в полную силу заработают все запущенные в середине прошлого года механизмы подключения потенциала гражданского общества к проблеме противодействия коррупции. Специально для обеспечения возможности гражданскому обществу вносить в деятельность Совета по противодействию коррупции свой вклад, при президиуме Совета образована рабочая группа по взаимодействию со структурами гражданского общества, руководство которой поручено министру юстиции РФ. В её состав включен ряд представителей неправительственных организаций в сфере противодействия коррупции, а также видных независимых ученых и экспертов.
Интерфакс: Какие рекомендации признаны невыполненными и почему? Планируется ли их выполнение, и каким образом?
Александр Буксман: Невыполненными признаны всего две рекомендации, связанные с необходимостью пересмотра системы административного и уголовного процессов с тем, чтобы обеспечить рассмотрение фактов коррупции прежде всего как преступлений (IV), и установления ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения (XXIV). Однако нельзя сказать, что Россией не предпринято никаких мер по их реализации. Просто в данном случае наше видение пути выполнения этих рекомендаций не совпало с мнением экспертов GRECO.
В первом случае негативная оценка со стороны GRECO обусловлена во многом тем, что при направлении российской стороной информации в 2008 году (в ходе проведения первого и второго раундов оценки) в качестве коррупционных ошибочно был заявлен ряд составов административных правонарушений, в действительности к таковым не относящихся. Например, в разряд коррупционных попали правонарушения при подготовке и проведении выборов и референдумов (статьи 5.2, 5.5-5.13, 5.15-5.25 КоАП РФ), ограничение конкуренции (статья 14.9 КоАП); нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов (статья 19.9 КоАП) и др. В результате у экспертов GRECO сложилось не совсем верное представление о наличии якобы параллельных систем (административного и уголовного производства), создающих возможности для злоупотреблений, например, в целях увода виновных от уголовного преследования.
Отчитываясь о выполнении этой рекомендации Россия указала, что в содержащееся в ст.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» в определение коррупции включены названия конкретных статей Уголовного кодекса, то есть в нем перечислены деяния, за которые законодательством РФ установлена лишь уголовная ответственность. Единственным видом правонарушения коррупционной направленности, за которое предусмотрена административная ответственность, является незаконное вознаграждение от имени юридического лица - статья 19.28 КоАП РФ. Кроме того, мы наглядно продемонстрировали, что в российском законодательстве есть четкое разделение между составами административных правонарушений и преступлений, и что за все деяния, перечисленные в Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, установлена лишь уголовная ответственность (без дублирующих статей КоАП). Эти аргументы, а также ссылки на ранее состоявшиеся решения GRECO по аналогичным ситуациям (в частности, на отчет по Украине), где оценка была выше выставленной России, позволили привлечь на нашу сторону ряд стран со схожей правовой системой (Болгария, Армения, Украина, Азербайджан, Латвия и др.). Позиция оппонентов, в основном представленных западными странами, с иными правовыми традициями, в том числе основанными на системе так называемого «общего права» (Великобритания, Норвегия, Нидерланды, Франция, Германия,), сводилась к тому, что им непонятна наша правовая система, а введение в названный закон определения коррупции недостаточно для решения описанной в отчете ситуации, предшествовавшей высказыванию соответствующей рекомендации.
Данный вопрос был выставлен на голосование, которое выявило значительный перевес в сторону российской позиции (18 голосов против 13). Вместе с тем его не хватило для преодоления вывода по данной рекомендации, содержащегося в отчете, поскольку согласно правилам и процедурам GRECO такой перевес должен составлять не менее 2/3 голосов от числа голосующего кворума (не менее половины всех членов GRECO). На заседании GRECO было высказано предложение прямо указать в Федеральном законе «О противодействии коррупции» на то, что коррупционные проявления будут прежде всего рассматриваться как преступления.
Во втором случае не удалось убедить GRECO в том, что введение статьи 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица) позволяет выполнить соответствующую рекомендацию. По указанному вопросу российской стороной были приведены наработанные в практике органов прокуратуры примеры, когда руководитель организации привлекался к уголовной ответственности по статье 291 УК РФ за дачу взятки (в целях получения незаконной выгоды для своей организации), а сама организация - к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ.
В качестве основного замечания указано на отсутствие в законе четкой привязки административной ответственности юридических лиц к совершению их работниками коррупционных преступлений. Для выполнения этой рекомендации, эксперты GRECO указали на необходимость в диспозиции и названии статьи 19.28 КоАП РФ сделать ссылки на преступления, предусмотренные статьями 291 (дача взятки) и 201 (коммерческий подкуп) УК РФ.
Интерфакс: Какие меры планируется предпринять по завершению выполнения оставшихся рекомендаций GRECO, и каковы вообще перспективы дальнейшего взаимодействия с данной организацией?
Александр Буксман: Результаты рассмотрения отчета о реализации Россией рекомендаций GRECO обсуждены 23 декабря 2010 г. на заседании президиума Совета при президенте РФ по противодействию коррупции. Во исполнение данного по его итогам поручения, Генпрокуратурой во взаимодействии с заинтересованными министерствами и ведомствами проводится работа по подготовке проекта плана дополнительных мероприятий, направленных на реализацию рекомендаций GRECO, в отношении которых международными экспертами сделан вывод об их неполном выполнении. Указанный проект плана будет представлен Генпрокуратурой в президиум Совета до 10 февраля 2011 года.
На осуществление дополнительных мероприятий отводится 18 месяцев. Соответственно отчитаться о их выполнении Россия должна до 30 июня 2012 г. Кроме того, в этом году в отношении РФ будет проводиться третий раунд оценки GRECO, включающий две темы - криминализация и прозрачность финансирования политических партий. В настоящее время активно ведется подготовка к этому важному мероприятию.
Однако не следует считать, что Россия в процессе взаимодействия с GRECO выступает лишь в качестве объекта оценки. Мы активно участвуем не только в оценках, проводимых этой организацией в отношении других стран (так, например, российские эксперты оценивали Испанию, Андорру, Австрию), но и в определении дальнейшей судьбы этой организации, перспективных направлений её развития.
На 2011 год намечено завершение разработки четвертого раунда оценки GRECO, посвященного вопросам предупреждения коррупции в парламентских собраниях, в судебной системе, среди других участников досудебного и судебного производства. Представитель России включен в состав специально созданной рабочей группы из числа представителей 12 стран по подготовке инструментария четвертого раунда. В разработке тематики и методики проведения предыдущих раундов оценки GRECO Россия объективно не могла принять участие. Она была вынуждена следовать правилам игры, установленным до её вступления в эту организацию. Теперь мы - активный игрок на данной международной площадке и наш голос в ней слышен все отчетливей.
<http://genproc.gov.ru/smi/interview_and_appearences/interview/65655/>

Поделиться: