Гейтс, Роберт Майкл (англ. Robert Michael Gates) (р. 25 сентября 1943, город Уичита (Вичита), штат Канзас) — государственный деятель США. Директор Центрального разведывательного управления (ЦРУ; 1991—1993). Министр обороны США с декабря 2006.
Образование
Окончил колледж Уильяма и Мэри со степенью бакалавра искусств (1965), университет штата Индиана со степенью магистра в области истории восточноевропейских стран (1966). Доктор философии в области русской и советской истории (1974; Джорджтаунский университет). Почётный доктор в области гуманитарных наук колледжа Уильяма и Мэри (1998).
Работа в ЦРУ и СНБ
С 1966 работал в ЦРУ, начал службу в качестве эксперта-аналитика. Работал членом штаба специального помощника директора ЦРУ по сокращению стратегических вооружений и одним из двух помощников офицера национальной разведки по стратегическим программам. В 1974—1979 работал в Совете национальной безопасности (СНБ). В 1979 вернулся в ЦРУ, был назначен офицером национальной разведки по Советскому Союзу (то есть главным экспертом ЦРУ в данной области в ранге члена Совета национальной разведки).
Карьера Роберта Гейтса ускорилась после того, как президент США Рональд Рейган в 1981 назначил директором ЦРУ Уильяма Кейси. В том же году Гейтс стал руководителем исполнительного штаба при директоре ЦРУ. С января 1982 — заместитель директора ЦРУ по разведке. С сентября 1983, одновременно, председатель Совета национальной разведки. С 1986 — первый заместитель директора ЦРУ (до марта 1989). В период болезни Кейси, в декабре 1986 — мае 1987 исполнял обязанности директора ЦРУ. Президент Рейган выдвинул его кандидатуру на пост директора ЦРУ, однако во время процедуры утверждения его кандидатуры в Конгресс Гейтс взял самоотвод в связи с тем, что ЦРУ, в котором он занимал руководящую должность, в это время было вовлечено в скандал «Ирангейт».
С марта 1989 — заместитель помощника президента по национальной безопасности. С августа 1989 — помощник президента Джорджа Буша-старшего и заместитель советника президента по национальной безопасности Брента Скоукрофта.
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});В 1991—1993 — директор ЦРУ. В октябре 1992 Гейтс стал первым директором ЦРУ, посетившим московский Кремль — во время своего визита в Россию он встречался с президентом Борисом Ельциным и директором Службы внешней разведки Евгением Примаковым.
После ухода с государственной службы
В январе 1993, после избрания президентом демократа Билла Клинтона, покинул государственную службу. Читал лекции в ряде американских университетов — Гарвардском, Йельском, Джона Хопкинса, Вандербильдта, Джорджтаунском, штата Индиана, штата Луизиана, штата Оклахома, в колледже Уильяма и Мэри (также вошёл в число попечителей благотворительного фонда, организованного при этом учебном заведении — своей alma mater). Автор книги «Из тени» (From the Shadows: The Ultimate Insider’s Story of Five Presidents and How They Won the Cold War. Simon & Schuster, 1997).
В 1999—2001 исполнял обязанности декана Школы администрирования и общественного управления имени Джорджа Буша-старшего при университете A&M в Техасе. С 1 августа 2002 — президент университета A&M. Член совета управляющих Fidelity Investments, советов директоров NACCO Industries, Inc., Brinker International, Inc. и Parker Drilling Company, Inc.
Эксперт в области внешней политики
Является видным экспертом в области внешней политики, член Совета по международным отношениям. В 1996 возглавлял созданную по инициативе республиканского руководства Конгресса США комиссию, которая должна была оценить степень угроз, исходящих от стран, способных стать обладателями ядерного оружия. Комиссия подтвердила мнение аналитиков ЦРУ, что должно пройти от 10 до 15 лет, прежде чем какая-либо держава, помимо России и Китая, сможет создать ракету, способную донести ядерный боезаряд до основной территории США. В выводах комиссии говорилось, что «имеющиеся данные ещё больше укрепляют её во мнении, что времени, чтобы подготовиться к неожиданностям, более чем достаточно». Эта точка зрения вызвала решительное несогласие Дональда Рамсфелда (в то время не занимавшего постов на госслужбе, но также бывшего видным экспертом), настоявшего на создании новой комиссии под собственным руководством, которая пришла к иным выводам — что угроза может наступить уже через пять лет, причём подготовка к нападению способна происходить втайне от США.
В 2004 вместе со Збигневом Бжезинским подготовил доклад, в котором высказался за «мягкий» курс в отношении Ирана. В докладе говорилось, что «отсутствие контактов с Ираном наносит вред американским интересам в одном из наиболее важных регионов мира. Должен быть установлен прямой диалог с Тегераном по ряду вопросов, вызывающих взаимную озабоченность». Авторы полагали, что США не следует увязывать возобновление диалога с разрешением тогдашнего кризиса вокруг ядерной программы Ирана. Они считали, что сам факт такого диалога станет эффективным антикризисным средством. Предлагалось согласиться с предложением Евросоюза разрешить Ирану приобретать обогащённый уран по рыночным ценам при сохранении строго контроля со стороны МАГАТЭ за иранской ядерной программой. Впрочем, эти рекомендации были даны до прихода к власти в Иране Махмуда Ахмадинежада, резко активизировавшего ядерную программу.
В 2004 выступил в New York Times с критикой политики властей США по сокращению в целях безопасности количества виз, выдаваемых иностранцам, желающим учиться в Америке. Выразил уверенность, что защита нашей страны требует не только мер безопасности. Мы должны выиграть войну ещё и на идейном уровне. Именно поэтому мы не имеем права спокойно созерцать, как визовая система не отличает студентов и учёных от лиц, представляющих опасность… Помимо того что под угрозой наши экономические, научные и политические интересы, мы рискуем ещё и потерять своих союзников в будущем.
В начале 2005 отказался от предложения занять пост директора национальной разведки США — координатора деятельности американских спецслужб (по мнению экспертов, этот пост связан с большой ответственностью при отсутствии реальной власти).
Министр обороны
После поражения республиканцев на выборах в Конгресс 7 ноября 2006 президент Джордж Уокер Буш принял отставку непопулярного из-за войны в Ираке министра обороны Дональда Рамсфелда. 8 ноября 2006 он выдвинул кандидатуру Гейтса на пост министра обороны США. В декабре кандидатуру Гейтса одобрил Конгресс США, и он приступил к руководству Пентагоном.
Роберт Майкл Гейтс стал вторым специалистом по России и вторым бывшим помощником президента по национальной безопасности в составе правительства США (наряду с Кондолизой Райс).
1 декабря 2008 года новоизбранный президент США Барак Обама объявил о решении оставить Гейтса на посту министра обороны в новой администрации.
Награды
Награждён Медалью национальной безопасности (The National Security Medal), президентской Медалью Граждан (The Presidential Citizens Medal — вторая по значению гражданская награда Америки), дважды — Медалью Национального разведывательного агентства «За выдающиеся заслуги» (The National Intelligence Distinguished Service Medal), трижды — Медалью ЦРУ «За выдающиеся заслуги» (The Distinguished Intelligence Medal).